Существуют два основных способа сохранения графики на компьютере: векторный и растровый. Выбор диктуют их характерные особенности.

При векторном способе создания, хранения и преобразования графики компьютер воспринимает изображение как совокупность объектов, каждый из которых имеет ряд параметров. Иначе говоря, каждый элемент изображения в векторном формате для компьютера представляется самостоятельным объектом; машина «знает» его параметры: цвет, месторасположение, форму и т. д. Редактирование векторных изображений представляет собой изменение параметров объектов. Допустим, как на рис. 1.1, у нас есть рисунок окружности и звезды.

Рис. 1.1. Образец векторного изображения

В файле это описано следующим образом: белый фон, звезда, количество лучей — 5, радиус — 10, рядом окружность, позиция такая-то, цвет такой-то, радиус такой-то и т. д. Для редактирования этого изображения мы можем выделить интересующую нас его часть, например, звезду, обратиться к ее параметрам и работать непосредственно с ними, допустим, увеличить количество лучей. В результате получится рис. 1.2.

Рис. 1.2. Преобразованное векторное изображение

Точно так же можно обработать остальные объекты, а потом из частей сформировать общую картинку.

Изображение векторной графики можно масштабировать в любых пределах, четкость от этого не страдает.

Чаще всего мы применяем векторную графику, создавая наружную рекламу, web-графику, при широкоформатной печати, работе с цветной пленкой (Oracal и др.) и т. д.

Одним из наиболее распространенных редакторов двухмерной векторной графики является CorelDraw, трехмерной — 3ds Max, Maya, LightWave, Cinema 4D и т. д.

Поскольку в нашей книге речь идет об Adobe Photoshop CS4, нас больше интересует растровый способ создания изображений. Растровая картинка формируется и хранится в виде совокупности точек, так называемых пикселей. Они крайне малы и в обычных условиях человеческим глазом неразличимы. При большом же увеличении растровое изображение выглядит как сетка из огромного количества клеточек, каждая из которых окрашена в свой цвет (рис. 1.3).

Понятно, что от способа создания зависят методы редактирования изображений. Так, поскольку в растровой графике — в отличие от векторной — нет разнородных объектов, а «кирпичиками» являются отдельные точки или их совокупности, пользователю надо только научиться желаемым образом менять их внешний вид. На рисунке 1.4 это хорошо видно, что даже черная окружность на белом фоне в растровой программе представляет собой расположенные определенным образом белые и черные квадратики.

Рис. 1.3. Слева — обычное растровое изображение, справа — увеличенный вариант растрового изображения

Рис. 1.4. Вверху — растровое изображение окружности, внизу — увеличенное изображение верхней части окружности, на которой видна «лесенка» из пикселей

Растровые изображения обладают рядом параметров: размер, четкость, сглаженность, цветовая насыщенность и т. д.

Одна из важнейших характеристик растрового изображения, отвечающая за его качество, — разрешение, DPI (Dot Per Inch): количество пикселей на квадратный дюйм. Чем больше цифра, тем четче будет

картинка. Фактически DPI отвечает за размер пикселя. На рисунке 1.5 (полноцветную иллюстрацию можно найти на диске в папке «Рисунки») вы видите два варианта одного и того же изображения с разными значениями DPI.

Рис. 1.5. Слева — изображение с очень малым значением DPI, справа — со значительно большим

Настраивая параметр DPI, надо примерно представлять, что именно и для какой цели мы рисуем. Так увеличение количества пикселей на дюйм заметно проявляется при печати, а вот четкость изображения на экране компьютера больше зависит от характеристик монитора. Его размер зерна, то есть минимального видимого пикселя, и определит, что будет видно на дисплее. Если, оперируя параметром DPI, мы сделаем пиксели мельче, чем зерно монитора, то визуально качество картинки проконтролировать станет невозможным. Зато, выведя на печать «подслеповатое», как кажется, изображение, вы поразитесь его качеству — разумеется, если принтер способен давать высокое разрешение.

Параметр DPI важен и при сканировании, так как растровым способом создаются электронные версии реалистичных изображений: картин, фотографий и т. п.

Самый серьезный недостаток растрового изображения — неизбежная потеря четкости при увеличении его размера. Объяснение простое: картинка увеличивается за счет «раздвигания» пикселей, освободившееся место заполняется «пустыми», подобранными по соседним, точками. Оригинал «разбавляется». Именно поэтому растровые изображения реже, нежели векторные, используют при широкоформатной печати, ведь, увеличивая объекты последних, мы лишь меняем масштаб.

И все же растровая графика распространена больше. Так создают изображения все цифровые фотоаппараты (в том числе и в мобильных телефонах), видеокамеры, сканеры и т. д. Наиболее популярным редактором растровой графики является Adobe Photoshop.

 

 

Template Settings
Select color sample for all parameters
Red Green Blue Gray
Background Color
Text Color
Google Font
Body Font-size
Body Font-family
Scroll to top